Флеш-баннер
Универсальный туроператор по Китаю с 1992 года

Чэндэ

Фото
Все фотографии

Чэндэ находится в 224 км. к северо-востоку от Пекина, в Яньшанских горах, недалеко от Бохайского залива, в провинции Хэбэй (Северный Китай).

Город находится на севере провинции Хэбэй и знаменит тем, что служил летней резиденцией императоров. Здесь расположена живописная летняя резиденция Бишушаньчжуан, в которой представлены рукотворные пейзажи знаменитых живописных и исторически значимых зон Китая. Кроме того, здесь множество естественных памятников культуры и истории, а также специально созданных садово-парковых ансамблей, живописных ландшафтов и копий известных архитектурных сооружений. Если удастся побывать здесь на экскурсии, а затем приобрести местную продукцию, то можете считать, что вы познакомились с существенной частью главных достопримечательностей страны.

Фактически славная история Чэндэ началась в 1703 году, когда окрестности тихой деревушки Жэхэ у горячего источника облюбовал во время охоты Цинский император Канси (1654-1722 гг.) для строительства своей Летней резиденции – роскошного дворцово-паркового комплекса. И на 2 с половиной века Чэндэ стал второй столицей Поднебесной, так как в летние месяцы весь императорский двор перебирался сюда.

Но «Горное убежище от летней жары» – именно так переводится название императорской резиденции Бишушаньчжуан – выполнило еще одну, особую миссию. Всем свои обликом и содержанием Чэндэ подчеркивал, что Китай – многонациональная империя, и поэтому, например, даже надписи на дворцовых постройках делались на пяти языках: китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и тюркском. Ежегодно в летней столице императоры принимали своих вассалов из Синьцзяна, Тибета, Маньчжурии и Монголии – оттого мудрые правители строили храмы и дворцы различных национальных культур. Именно многообразие культур, архитектурные и религиозные памятники которых собраны в одном городе, отличают Чэндэ от многих древних городов Китая.

Один из ярких примеров убеждения вассала в императорском уважении и покровительстве – история возникновения храма Пулэсы. Он был возведен для того, чтобы особо привлечь верность вассалов тюркских племен из Синьцзяна (уйгуров, казахов, киргизов). До начала строительства император спросил у одного из прибывших, что прежде всего тот вспоминает, когда думает о родине. В ответ он услышал: «Небо». Император повелел построить круглый храм – воплощение символа неба, в стиле павильона Циняньдянь храма Неба в Пекине.

 

 

Достопримечательности Чэндэ.

 

Летняя Императорская Резиденция, Музей Бишушаньчжуан.

Комплекс дворцов, водоемов, садов, парков и храмов Бишушаньчжуан – крупнейший императорский парк из всех подобных, сохранившихся в Китае. Его площадь 560 га. Строительство началось в 1703 году при императоре Канси, постоянно усовершенствовалось и расширялось в течение 89 лет при императорах Юнчжэне (4-ом сыне Канси) и Цяньлуне (внуке Канси). Окончание работ приходится на 1792 год.

Оценивая архитектуру летней императорской резиденции важно учитывать, что одной из основных задач инициатора создания комплекса императора Канси было подчеркнуть многонациональность китайской империи, вобравшей в себя все лучшие образцы культур народов, входящих в нее. Отсюда эклектичный стиль комплекса. При этом органичное следование изумительному ландшафту региона, умело «поправляемому» и дополняемому искусственными водоемами и садами, достигло величайшей гармонии стиля и вкуса.

Комиссия ЮНЕСКО при включении Чэндэ в список Всемирного наследия отметила также, что «помимо эстетической ценности, горная резиденция является редким историческим памятником последнего этапа развития феодального общества в Китае».

Комплекс делится на 4 части: дворцовую, озерную, равнинную и горную.

Дворцовая зона в южной части комплекса построена аналогично столичному Запретному городу: на переднем плане – залы для официальных приемов, позади – внутренние покои. Однако, в отличие от пекинского Запретного города, сверкающего великолепием и подавляющего грандиозностью, здешний дворцовый ансамбль изысканней: он менее масштабен и не декорирован росписями.

В императорском саду содержится олений питомник.

В павильоне Дождя и Тумана (Яньюлоу) император Цяньлун создавал свои стихи, прославившие его как поэта и каллиграфа.

Водное пространство резиденции занимает десятую часть города, прим. 29 га. Возведенные запруды удачно формируют паутину рек и ручейков, прудов и заводей. Все вместе выгодно подчеркивает красоту гор.

Бишушаньчжуан окружен необычным храмовым ансамблем. Из 12 храмов наиболее значимы Восемь Внешних храмов. По мнению многих специалистов именно они наиболее полно отражают высокое мастерство архитектуры ханьской, монгольской и тибетской национальностей.

Дворец Путоцзунчэнчжимяо.

Этот ламаистский храм – самый грандиозный из Восьми Внешних Храмов был построен в 1771 году к 60-летию императора Цяньлуна (внука Канси). Образцом послужил знаменитый Дворец Потала в Лхасе (Тибет). Его так и называют «Малый Дворец Потала». Сам Панчен-лама 6-ой, прибывший на юбилей императора, любовался красотой Дворца и парка. Площадь храма 220 тыс.кв.м. Служил местом проведения ламаистских религиозных церемоний и служб. Здесь до сих пор хранятся священные тибетские свитки. Во дворе храма высится колонна, исписанная текстами на китайском, тибетском, старо-монгольском и манчжурском языках.

Храм Пунинсы.

Один из самых впечатляющих из Восьми Внешних храмов был построен в 1755 году по приказу императора Цяньлуна в честь разгрома монгольских повстанцев. В его архитектуре проявилось гармоничное сочетание китайского – ряды симметричных зданий, размещенных по одной оси, и тибетского – использование террасных конструкций, подчеркивающих высоту и масштаб строений – стилей. Влияние тибетской архитектуры проявляется и в использовании красного и белого кирпича, а также в характерной форме окон.

Один из залов – Махаяны – хранит, может быть, крупнейшую в мире деревянную статую – скульптуру буддийской богини сострадания Гуаньинь, высотой 22 метра. Она выполнена из пяти пород дерева, в основном из драгоценного тиса. Помимо огромных размеров статуя поражает особой ювелирной резьбой по дереву и выразительностью изображения – каждая мельчайшая деталь проработана изысканно и точно.
Сам 37-метровый зал Махаяны (по-кит. Дачэнгэ) символизирует дворец Будды на горе Сумеру, средоточии буддийского мира.

Храм Пунинсы – единственный действующий храм в Чэндэ. По утрам здесь проходят службы.

 

Шоппинг в Чэндэ.

В Чэндэ можно купить продукцию декоративно-прикладного характера, например картины-аппликации «тэнши», бумажную вырезку «фэннин», парчу «сына», образцы резьбы по корню, фарфору, произведения живописи и каллиграфии. Славится и миндаль из Чэндэ.

Фотогалерея